Поделюсь опытом

 Организация сетевого взаимодействия на уроках английского языка

Автор: Е.В. Долгополова
«Мотивация – это то, что помогает начать.
Привычка – это то, что помогает продолжать!»
Джим Рон

      Стремительный 21 век, несмотря на его недавнее начало, предъявляет нам все новые и новые требования в  разных сферах жизни: уметь  обучаться, мыслить, перерабатывать огромные массивы информации, оценивать ситуацию для того, чтобы обладать способностью оптимального поведения, системностью и эффективностью действий  в различных жизненных ситуациях.  Именно современная школа, СПО, ВУЗы как отражение действительности должны находить в происходящих изменениях «рациональные зерна, трепетно и кропотливо проращивать их».
Формирование мотива и умения учиться самостоятельно – вот те самые основополагающие моменты,   на которые должен обратить внимание сегодняшний  преподаватель, внедряя новый ФГОС в образовательный процесс.
Современные дети растут в очень насыщенном информационном  пространстве -  компьютер, телевидение,  безграничные информационные технологии .... А мы, учителя, по-прежнему предлагаем  доску и мел в качестве  средства передачи информации. В такой среде вряд ли получится вызвать интерес к  предмету,  и тем более без авторитарного режима и принудиловки здесь не  обойтись.   На вопрос «Что делать?» есть простой ответ -  а почему бы не использовать на уроке то, во что так  глубоко погружаются сегодня наши детки   -  Интернет. Сетевое взаимодействие в урочное и во  внеурочное время  - вот один из способов решения проблемы мотивации, особенно в изучении иностранного языка. Используя сервисы Интернет, можно действительно создать языковую среду для реального общения, побуждающего участников к  действию.
Меняется подход,  соответственно меняется и организация учебной деятельности.  Так,  на смену традиционному уроку  приходит   учебная ситуация (УС),  которая признана формировать  у обучающихся универсальные учебные действия. Хочу поделиться своим первоначальным опытом в  реализации  УС по теме «Культурные и национальные традиции, краеведение, традиции и обычаи России», которая изучается на первом курсе по дисциплине «Английский язык» (учебник «Up&Up», авт. В.Г.Тимофеев).  Понятно, что тема очень объемная, а на ее изучение отводится   всего 6 аудиторных занятий. С помощью УС реально охватить весь материал, применяя  индивидуальную и групповую работу. В данном случае   целесообразно организовать   проектную деятельность в тесном сотрудничестве, где ребята могут сами  выбирать и работать с тем материалом, который им будет интересен.  
 В начале деятельности следует обратить внимание участников проекта на то, что Интернет – среда социальная, где необходимо соблюдать культуру и правила поведения, и  как его безопасно использовать, что   является необходимым условием для формирования ИКТ-компетентности. Педагогу важно помнить, что не стоит из  ИКТ делать культ  или цель учебного занятия. Использование информационных технологий на уроке – это лишь средство формирования универсальных учебных действий.
Хочу также подчеркнуть,  «Россия» – это одна из тем, изучая которую,  прививается уважительное и доброжелательное отношение к культуре, религии, традиции, языкам и ценностям народов  нашей страны. Этот личностный результат   просто необходимо   формировать у  нашей молодежи.  Ребята учатся с пониманием и самостоятельно описывать особенности жизни и культуры своей страны, а также исследовать факты о своей «малой Родине», излагать  их на английском языке,  писать письмо личного характера о старых  русских традициях.  Осваиваются умения, которые могут пригодиться им  в общении с иностранцами.      
 Для формирования  умения самостоятельно добывать знания (вырабатывать  эту привычку!),   нужно ребят  научить планировать свои действия, определять свои возможности в решении учебных задач, предвосхищать свой результат и уровень усвоения, контролировать себя.
         Итак, начинаю  разрабатывать
учебную ситуацию, которая предполагает  реализацию проектной технологии в форме сетевого взаимодействия  с использованием сервиса Google.  УC имеет ряд преимуществ. Во-первых,  конструирование учебной ситуации   позволяет «примерить» и прикинуть  весь процесс совместной деятельности с обучающимися, а именно:  определяются ожидаемые результаты учебной деятельности в соответствии с ФГОС (предметные, личностные, метапредметные, ИКТ-компетенции),   формулируются  проблемные вопросы,   над которыми  ребятам  интересно было бы работать,  моделируется деятельность преподавателя и обучающихся. Далее разрабатываются соответствующие документы по формирующему оцениванию, а также  документы для совместной деятельности (инструкции, шаблоны совместных документов).  Во-вторых, этим процессом можно регулировать, т.к. учитель отслеживает не только выполнение ребятами заданий, но и следит за их эмоциями, настроением, результатами. Если, к примеру, у кого-то возникают трудности или его собственный результат расходится с эталоном, учитель может  внести необходимые дополнения и коррективы в процесс, чтобы поддержать интерес, эффективность обучения ученика. В-третьих, данная форма работы позволяет учитывать индивидуальные потребности и помогает ученикам стать независимыми в обучении.
Новизна, которую вносит УС в  образовательный процесс, вначале вызывала у меня  настороженность, как воспримут «новички», ведь подобное дело требует определенной материальной базы. К тому же, кабинет не оснащен компьютерами, интерактивной доской, да и нет сводного доступа в кабинет информатики. А компьютер и Интернет нужен не только на уроке, но и дома.  Как выяснилось, не у всех ребят есть такая возможность. Поэтому я решила набрать группу из числа желающих, имеющих возможность работать в Интернете в домашних условиях, предварительно получив согласие у родителей  обучающихся. Получилась сборная команда из разных групп. Все работали  со своими ноутбуками и модемами по собственной инициативе.   Я считаю, что понуждение в данном случае  может привести к конфликтам с учениками, их родителями, с администрацией образовательного учреждения. Учитель должен быть предельно корректен, уважать мнение и оценивать возможности каждого ученика, не стремиться получить 100%-ный результат сразу,   вначале необходимо апробировать сетевое взаимодействие. И начинать нужно с малого. Это даже хорошо, что ребята собрались из разных групп. Другие с любопытством следили за работой своих товарищей и потихоньку примыкали к участникам проекта. Так за неделю набралась группа, а впоследствии и «зеваки»   заинтересовались этим  делом.
  В качестве сетевой площадки  для   взаимодействия с ребятами   мной создан блог.   Блог, как «живой организм»,  живет тогда, когда   получает информацию, провоцирующую на контакт. В такой среде  стиль общения совершенно иной – доброжелательный, открытый, нежели на уроке.    Стираются привычные рамки «преподаватель» - «студент»,  возникает непосредственное взаимодействие – какие-то новые отношения, новая энергетика, которая дает мощный толчок  в мотивации. Сами ребята  отмечают (цитаты из рефлексии): «Здорово общаться в блоге. Мне многое нравится, т.к. это вообще для меня новая ступень к иностранному языку, теперь это точно не будет скучно, поэтому +.  Сам блог очень интересен своим интерьером:)», «Понравилась необычная форма общения с преподавателем и студентами в блоге, тем более на английском языке, это современно, доступно и просто здорово. Хочется узнавать что-то новое в такой работе». «Работа в Google помогает мне лучше изучать английский язык. Общение в блоге удобно тем, что я могу дополнительно заниматься дома».  Конечно, у  ребят наблюдались страхи сделать что-нибудь не так, неуверенность в своих силах особенно в индивидуальной работе. Возможно это потому, что   сам процесс  деятельности в сети - открытый для всех, и  данное обстоятельство накладывает определенную ответственность, чего в наших детках так не хватает. «Интересно осознавать, что мои документы находятся в интернете, и их может прочесть любой желающий, а также оставить комментарий к нему» (цитата из рефлексии).     
Перед  началом работы  участники  получили задания изучить инструкции по созданию аккаунта Google, о работе с сервисами Google, о размещении комментария в блоге, зарегистрироваться в первом совместном документе  «Участники проекта».  Они овладевают теми самыми простыми операциями, которыми пользуются на протяжении  всего процесса. Несомненно, все необходимые документы я заранее  размещаю в блоге.
Проект состоит из 4 этапов,  каждый из которых сопряжен решением проблемного вопроса. Все они   нацелены на освоение неожиданного, незнакомого участникам материала (ведь тема «Россия» в школе изучается из года в год, и тут  важно не повторяться). К примеру, вопрос первого этапа нацелен на то, чтобы помочь обучающимся понять, что  в мышлении существуют стереотипы, преодолеть которые бывает сложно. Так, наша страна в представлениях иностранцев часто ассоциируется со стандартным набором явлений и предметов – балалайка, самовар, валенки, матрешки и т.д. Поэтому одна из главных задач работы над этапом, научить представлять другой образ России, корректно реагировать на типичные ошибки восприятия явлений нашей жизни и культуры.   В помощь ребятам, испытывающим трудности,  размещены  ссылки на блоги и сайты, где присутствует обсуждение этой темы на английском языке. Таким образом, при  публикации комментария в блоге к вопросу о стереотипах,  ребята работают  с информацией на английском языке в Интернете.  Конечно, им приходится   прорабатывать огромный языковой материал (чего на обычном уроке ни за что не сделать),  и в этом случае я  рекомендую использовать  online-переводчики,  здесь необходимо дать инструкции, как правильно пользоваться ими, чтобы получить адекватный перевод. Возможно, коллеги меня осудят за это, но в применении  электронных словарей на уроках я вижу только плюсы: это значительно ускоряет работу с информацией, а самое главное, дети используют их охотнее, нежели привычные словари с полки (конечно, я не исключаю использование последних вообще).  
Следующий проблемный вопрос  «Что вы не знаете о национальных праздниках, отмечаемых в России?» порождает второй этап. Отрицательная частичка «не» в вопросе провоцирует участников на тщательный и качественный поиск информации по теме. Предварительно, на уроке ребята составляют список национальных праздников России, обсуждают их, и каждый выбирает тему «по душе». Далее даются инструкции, как найти достоверную информацию в сети.  Ребята знакомятся с документом Google по  созданию опросников, анкет, самостоятельно составляют свою анкету для других участников, формулируя вопрос о неизвестном факте выбранного национального праздника на английском языке. Таким образом, отвечая на все вопросы, у участников проекта  формируются навыки работы с поиском, анализом, перевабатыванием информации в Интернете. В рефлексии ребят есть такие мысли: «Мне нравится общаться в сети, создавать совместные документы». «Поиск информации очень удобен в этом сервисе, я заинтересован в этой идее:) Давайте в том же духе.» «Очень интересные вопросы придумали сокурсники, изучать английский в Интернете значительно интереснее, потому что когда ищешь ответ на какой-то вопрос, то посещаешь различные сайты - это очень занимательно. Оказывается, это несложно делать и на английском языке, а самое главное, выполняя задания, приходится изучать много материала». «Удобно общаться и интересно создавать свои собственные, а также совместные документы».
На третьем этапе самым трепетным заданием является создание совместного документа Google о старинных русских традициях. Его я оформляю заранее: на первой страничке помещаю само задание, далее даю структуру написания письма личного характера и готовые шаблоны ответов, на второй страничке размещаю фрагмент письма, на который нужно написать ответ. Ребята должны представить информацию в виде письма зарубежному другу, якобы готовящему доклад о русских традициях. Каждый участник   красочно оформил и структурировал свое письмо в соответствии с инструкциями, используя   инструменты документа Google.    А что делать, если в документе  допущены ошибки? - Вначале можно попросить ученика проверить свою работу еще раз и внести изменения (я оставляла сообщения с просьбой в Таблице достижений в графе задания напротив фамилии ученика). Если  не все ошибки им найдены, то можно  в самой работе напротив «неразумного» слова или выражения оставить комментарий с пояснениями. В документе Google это сделать просто. Даже те, кто не изучал английский, выполнили это задание на одном дыхании.  Получились содержательные   письма с иллюстрациями.  Так, в процессе индивидуальной работы получился совместный документ.
На предыдущих этапах  участники собирали, перерабатывали и анализировали различные виды информации (аудио и видео, текстовую и графическую) по заданной теме, а  на  четвертом этапе они  кропотливо занимаются структурированием и представлением ее в виде интеллектуальной карты.   Ребята по желанию выбирают тему (одну из четырех), объединяясь в группы по 3 человека, внимательно изучают инструкции по выполнению заданий 4 этапа,  просматривают собранный материал, конструируют свою ветвь в соответствии с требованиями к интеллектуальной карте. Отрадно было  наблюдать  за их  сотрудничеством: они работали в течение недели, самостоятельно составляли заметки на английском языке, размещали ссылки на сайты и на созданные ими совместные документы; и каждый день карта меняла свой вид, что-то добавлялось, что-то выбрасывалось. Учились друг у друга, иногда подлавливали меня в чате, чтобы посоветоваться. И снова цитаты: «Узнала, что такое Mindmeister, о его возможностях. Понравилось работать совместно, ощущалась поддержка в группе, сплоченность. Самостоятельная работа вдохновляет. Несмотря на то, что задание казалось сначала не выполнимым, наша группа справилась с ним достаточно легко».  «Mindmeister удобен для оформления различных исследовательских работ. Все необходимые ссылки в одном месте это очень удобно». «Вначале было много непонятного, но помогло то, что работа была совместная, и можно было спросить и узнать, что непонятно у других. Работа в группе нас сплотила. Я изучаю английский первый год, поэтому у меня возникали трудности с выбором материала». «Выполняя задания вместе, появлялись интересные идеи, которые нам удалось воплотить».
 Что может быть приятней для  преподавателя, чем старание, самостоятельность  своих учеников. Признаться, это вдохновляет. Также меня немного удивило, что ребята, не изучавшие ранее английский язык, трудились наравне с другими.  Сетевые сервисы дают   всем равные шансы, а вот успех выполнения зависит от степени заинтересованности, внутреннего мотива. Немаловажным инструментом для его поддержания является оценивание. Оценивание со стороны, самооценка  и еще самоанализ деятельности  формируют  в обучающемся определенное поведение: умение оценивать ситуацию, собственные возможности,  владение основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательности; умение определять понятия, создавать обобщения;   умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с  преподавателеми со сверстниками; работать индивидуально в группе; находить общее решение. Для организации оценивания в ходе проекта разработан документ Таблица достижений.  Здесь внесены следующие данные: участники проекта, этапы, задания, сроки выполнения, итоги и результаты.  Выполненные задания регистрируются в таблице, проверяются, оцениваются. В инструкциях каждого этапа размещаются критерии оценивания, чтобы сфокусировать внимание участника на ожидаемом результате.  Студент должен понимать четко, что от него требуется, и тогда он начнет самостоятельно моделировать свои действия. Оценивание проходит после каждого этапа. С такой же частотой ребята анализируют свою деятельность в графе Рефлексия.  Для этого я использую упражнение «Плюс – минус - интересно», разработанного Эдвардом де Боно, доктором философии Кембриджского университета.   Для обучающихся наиболее важными  являются графы «Плюс» и «Интересно», так как в них  содержатся памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться. Самооценка знаний осуществляется заполнением бланка индивидуально самим студентом.  Он проставляет плюсы напротив тех тем, которые усвоил и какие умения освоил, подсчитывает их количество, в соответствии с критериями ставит себе оценку.  На основе поэтапных баллов и самооценки   выставляется конечный результат. Такой  подход в оценивании позволяет ребятам понять свои сильные и слабые стороны.  Обучающийся имеет возможность вернуться, проанализировать свой путь: увидеть и понять, где произошел сбой, в чем причина и попытаться исправить ситуацию.   Здесь не столько важен результат, сколько сам процесс. Оценивание должно быть организовано так, чтобы вызывать или  поддерживать мотивацию у обучающихся, но ни в коем случае не быть основанием для выставления оценок.
 Бесспорно, сетевое взаимодействие целесообразно внедрять в учебный процесс. Это помогает преподавателю решить  ряд задач: формировать у  обучающихся  универсальные учебные действия, компетентности; организовать дополнительную работу с учениками,  стремящимися улучшить свои   результаты; организовать учебную деятельность детей, часто отсутствующих по причине болезни;  развивать познавательную активность. 

1 комментарий: